Назад... На Главную

Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам специального заседания на тему «Нерешенные проблемы миграционной политики»


Настоящие Рекомендации приняты 22 марта 2012 г. и одобрены путем заочного голосования
20.04.2012
Автор(ы): Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Текст
Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам специального заседания на тему
«Нерешенные проблемы миграционной политики»


Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, заслушав доклад директора Федеральной миграционной службы России К.О. Ромодановского, представителей других федеральных органов исполнительной власти, правозащитных и иных общественных организаций, а также экспертов, отмечает ощутимый прогресс в развитии основных положений миграционной политики Российской Федерации. Совет также отмечает активное участие в этом процессе структур гражданского общества. Полагая важным дальнейшее развитие и реализацию позитивной и эффективной миграционной политики, Совет принимает настоящие Рекомендации.

1. О системе предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации.
По мнению Совета, ФМС России следует обеспечить лицам, ищущим убежища, полный доступ к процедуре решения их вопроса и легальность их пребывания на территории РФ в этот период, включая время обжалования отказа в предоставлении убежища. Совет обращает внимание Минздравсоцразвития РФ на необходимость обеспечения социальных прав лицам, обратившимся за убежищем, и получившим временное убежище, независимо от наличия у них миграционного учета по месту пребывания или регистрации по месту жительства.
Совет рекомендует, чтобы МИД и ФМС России проработали возможность выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища и получившим согласие третьих стран на предоставление им убежища, документа, дающего право легально находиться на территории Российской Федерации на период оформления документов, а также выезжать за пределы нашей страны.
Совет полагает, что Государственной Думе Федерального Собрания РФ следовало бы внести изменения в перечни документов для получения разрешения на временное проживание и вида на жительство, содержащиеся в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые учитывали бы специфику значительного числа иностранных граждан, имеющих статус беженца или временное убежище, а именно:
- невозможность предоставить национальный паспорт, выданный государством гражданской принадлежности, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, свидетельства о заключении брака, справку об отсутствии судимости;
- невозможность подтверждения доходов за весь период проживания в России.
По мнению Совета, ФМС России должна разработать правовые механизмы легализации иностранных граждан, прибывших в Россию до того, как система предоставления убежища смогла обеспечить им эффективную защиту, и находящихся длительное время на территории нашей страны.
2. Лица без гражданства: законодательные инициативы, направленные на урегулирование ситуаций с лицами, чей правовой статус на территории России не определен, а также с лицами, необоснованно документированными российскими паспортами.
Для исправления этой ситуации Совет полагает необходимым, чтобы Государственная Дума ускорила принятие законопроектов, в том числе подготовленных ФМС России совместно с Советом, направленных на легализацию бывших граждан СССР и их потомков, длительное время проживающих на территории России.
Совет предлагает вернуться к упрощенному получению гражданства для бывших граждан СССР, восстановив в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» часть 4 статьи 14 в следующей редакции: «Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, или их прямые потомки, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и постоянно проживающие на территории Российской Федерации в течение пяти и более лет, либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации».
Не меньшее значение, по мнению Совета, имеет налаживание эффективного взаимодействия между МИД России, Минюстом России и ФМС России, с одной стороны, и соответствующими государственными органами стран СНГ, с другой, с целью получения документов, необходимых бывшим гражданам СССР для обращения в России за разрешением на временное проживание, видом на жительство, гражданством РФ, а также оформлением пенсий, актов гражданского состояния и т.д.
Совет предлагает также:
- внести изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», исключив дискриминационные ограничения в отношении ВИЧ-инфицированных лиц без гражданства и имеющих непогашенную или неснятую судимость;
- разработать инструкцию ФМС России по определению порядка действий сотрудников по установлению личности лица без гражданства, не имеющего документов, удостоверяющих личность;
- рассмотреть с участием МИД России, Минюста России и ФМС России возможность присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН 1961 г. «О сокращении безгражданства».
3. О государственных обязательствах по финансированию жилищного обустройства вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц, планируемые сроки их реализации.
Совет рекомендует, чтобы Минрегионразвития, Минфин интенсифицировали выработку решений относительно форм государственной помощи жилищному обеспечению граждан, покинувших Чеченскую Республику и имеющих намерение обосноваться в других регионах России. Одновременно необходимо разработать нормативный акт, гарантирующий выделение бюджетных средств на решение проблемы жилищного обустройства вынужденных переселенцев и лиц, утративших жилье в результате вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Гарантии социальных прав вынужденных переселенцев должны получить закрепление также в процессе реализации федеральных целевых программ «Социально-экономическое развитие Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы».
Совет убежден, что Правительство РФ должно к 2016 году завершить все мероприятия по жилищному обустройству вынужденных переселенцев.
При этом совершенно необходимо, чтобы постановка вынужденных переселенцев на жилищный учет производилась по месту проживания, которое может подтверждаться регистрацией по месту жительства или месту пребывания, а также судебным решением.

4. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
По мнению Совета, Правительственная комиссия по миграционной политике совместно с властями субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, должны принять меры к обеспечению жилищного обустройства соотечественников и членов их семей в первоначальный после переселения период. Это может быть сделано путем создания в регионах центров временного размещения соотечественников, выделения маневренного фонда жилья. Важным подспорьем могли бы стать специальные меры по обеспечению доступа участников Государственной программы к ипотечному кредитованию, а также региональные программы строительства доступного жилья с привлечением средств переселившихся соотечественников, местных жителей и работодателей.
Все эти предложения должны быть учтены в новой редакции Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, реализация которой планируется после 2012 года.
В целом, Совет подчеркивает настоятельную необходимость скорейшего принятия Концепции миграционной политики, которая должна составить основу для развития законодательства и правоприменительной практики, совершенствования миграционных процессов, преодоления ксенофобии, разъяснения ценности трудовой и замещающей убыль населения миграции в Российскую Федерацию.
Настоящие Рекомендации приняты на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 22 марта 2012 г. и одобрены путем заочного голосования.

Председатель Совета М. Федотов