На Главную
Назад.=>.
Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации»:
части положения закона не соответствуют Конституции. Дела заявителей подлежат пересмотру.
(от 17.02.2015)

На сайте КС http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3211 опубликовано Постановление.

Позиция Суда

Гарантируя право граждан на объединение и развитие гражданского общества, Конституция РФ и международно-правовые акты не лишают государство права использовать механизмы контроля и надзора за деятельностью НКО.

Прокуратура играет особую роль в обеспечении верховенства Конституции и закона, прав и свобод человека и гражданина, надзирая за соблюдением закона на универсальной, межведомственной основе, включая надзор за самими органами государственного контроля. Права, предоставляемые прокурорам оспариваемыми нормами, сами по себе не противоречат Конституции. В то же время, недопустимы злоупотребления данными полномочиями или действия в ущерб законным интересам граждан и организаций. Исходя из этого, при осуществлении прокурорских проверок НКО должны соблюдаться следующие условия:

1) их проведение должно быть мотивированным, НКО необходимо уведомить о проверке, а впоследствии — о ее результатах (наличии или отсутствии фактов нарушения закона);

2) проверяющие не вправе требовать у НКО документов, которыми та не обязана обладать, а также общедоступную информацию, или уже находящуюся в распоряжении государственных органов;

3) проверка не может проводиться повторно по одним и тем же мотивам (если речь не идет об устранении ранее выявленных нарушений);

4) представители других контролирующих органов вправе привлекаться к проверке лишь в целях осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций;

5) решения и действия представителей прокуратуры могут быть обжалованы в судебном порядке.

Спорные положения закона о прокуратуре не устанавливают четких временных рамок и позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований. Тем самым, они позволяют ставить перед НКО объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде. Невыполнение же в установленный прокурором срок соответствующих задач влечет для НКО административную ответственность. В этой части положения закона «О Прокуратуре Российской Федерации» не соответствуют Конституции. Впредь до внесения изменения в законодательство проверяющие должны ориентироваться на соответствующие положения закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Дела заявителей подлежат пересмотру.



Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич

Судья-докладчик БОНДАРЬ Николай Семенович