Назад... На Главную

О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию


Доклад по материалам юристов Сети «Миграция и Право».
09.05.2002
Автор(ы): Ганнушкина Светлана Алексеевна (председатель РОБО "Гражданское содействие", руководитель программы "Миграция и право", член совета Правозащитного Центра "Мемориал", член Оргкомитета "Гражданского Форума". )

Текст
English
German
ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР «МЕМОРИАЛ»
Сеть «Миграция и Право»

С.А. Ганнушкина




О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию




Москва
2002

Осуществляется на средства Управления Верховного комиссара ООН

по делам беженцев, Фонда Форда, Фонда Мотта.




Доклад по материалам юристов Сети «Миграция и Право».

Составители приложений:
И.Золотаревская,
М. Львова,
А. Барахоев



Содержание

Введение …………………………………………………….

I. Положение жителей Чечни, вынужденно перемещенных на территории России, в контексте "Руководящих принципов по вопросу о перемещении лиц внутри страны".
III. Трудоустройство, медицинское обеспечение, образование, социальные пособия.
- Право на труд
- Медицинское обслуживание
- Образование
- Пенсионное обеспечение
- Имущественные права

IV.Дискриминация.
- Фальсификация уголовных дел
- Задержания, обыски, незаконные требования
- Дискриминация в СМИV. Положение ВПЛ в Центрах временного размещения и в лагерях Ингушетии.- Гуманитарная помощь.
- Образование.
- Газ .Вода. Электричество.
- Медицина.
VI. О принуждении жителей к возвращению в Чечню.Приложение 1. Список юридических пунктов Сети «Миграция и Право»,
Комитет «Гражданское содействие»
Приложение 2. Ответ Министерства по делам федерации, национальной
и миграционной политики депутату Государственной Думы В.В.Игрунову
Приложение 3. Объяснение помощника депутата Государственной Думы
Усама Байсаева по поводу его задержания в г. Москве
Приложение 4. «Зачистка» в селе Алхан-Кала 11–15 апреля 2002 года.
Справка Правозащитного центра «Мемориал»
Приложение 5. Постановление Правительства Чеченской Республики
от 30.05.01 г. № 22 «О пребывании международных неправительственных
организаций и их представителей на территории Чеченской Республики».
Экспертное заключение М.Петросян о Постановлении № 22
Приложение 6. «Суд да дело». Статья С. Ганнушкиной о признании
противоречащими закону правил регистрации в Московском регионе
Приложение 7. Рассказ Натальи Эстимировой о том, как она получала
регистрацию в г. Екатеринбурге
Приложение 7а. Отказ в снятии с регистрационного учета в Чечне А.Ю.Ионовой
Приложение 8. Переписка депутата Государственной Думы В.В.Игрунова
по поводу механизма получения заграничных паспортов жителями Чечни
на территории Кабардино-Балкарии. Письмо писателя Т.Чагаевой
Приложение 9. Переписка депутата Государственной Думы В.В.Игрунова
по поводу документирования жителей Чечни, временно находящихся
в других регионах России
Приложение 10. Письмо А.З.Эрзанукаева о невозможности получить
паспорт гражданина РФ
Приложение 11. Письмо Московского комитета образования от 12.10.2001 г.
№2-13-15/20 «О порядке приёма детей в образовательные учреждения»
Приложение 12. Список детей, не допущенных к занятиям в школе № 8
г. Нальчика 3 сентября 2001 г.
Приложение 13. Дело Хамидовых. Справка М.Петросян
Приложение 14. Дело Хамзаева. Статья С.Ганнушкиной
Приложение 15. Письмо М.А.Батырова в ПЦ «Мемориал»
Приложение 16. Открытое письмо чеченских семей из ЦВР Оренбургской области
Приложение 17. Свидетельство ПЦ «Мемориал» и Комитета
«Гражданское содействие» о положении жителей Чечни в России





-Введение

Предлагаемый доклад ставит своей целью осветить положение жителей Чечни, покинувших свои дома во время и по причине военных действий, идущих на их родине уже восьмой год. В 1994г. происходящее в Чечне называлось "восстановлением конституционного порядка", с 1999 г. там проводится "антитеррористическая операция", затянувшаяся уже на четыре года. Ни тогда, ни сейчас в республике не было объявлено чрезвычайное положение, несмотря на то, что полноценный Закон РФ "О чрезвычайном положении" был принят 30 мая 2001г. Обстоятельства введения чрезвычайного положения: массовые беспорядки, террористические акты, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований (Ст.3, п.а Закона) – вполне соответствуют происходящему в Чечне. Закон вводит определенные рамки, в пределах которых возможны ограничения прав и свобод граждан. Вне применения закона возможны любые действия со стороны войск, направленных в Чечню наводить порядок. В результате этих действий с декабря 1999г. по официальным данным покинули постоянное место жительства на территории Чеченской Республики 568449 граждан России. Более трети их осталось на территории Ингушетии, единственного региона, организовавшего прием беженцев. При полном отсутствии денег жители лагерей в Ингушетии не соблазняются тем, что сейчас в Чечне выплачиваются пенсии и детские пособия. Несмотря на прекращение питания в лагерях для беженцев и центрах временного размещения и многократные, постоянные попытки российских властей добиться возвращения жителей Чечни в родные места, люди предпочитают вести нищенский образ жизни, но не подвергаться смертельной опасности, каждую ночь ожидая "зачистки", исчезновения близких, бессудных расправ.
Часть населения возвратилась назад, но поселилась в наиболее безопасных районах, в частности в лагерях для беженцев на территории Чечни. Остальные рассеялись по России, стараясь пристроиться там, где есть родственники или знакомые, способные оказать какую-то помощь, возможности которой к настоящему времени практически полностью иссякли.
В отсутствии международных конвенций и внутреннего законодательства, определяющих правовое положение людей, вынужденно оставивших родные места, но не покинувших страну своего гражданства, мы обратились к соответствующим рекомендациям, разработанным ООН и все более завоевывающим международное признание. Такой подход дал возможность продемонстрировать, что жители Чечни в РФ находятся в условиях, которые с точки зрения международного права признаются недопустимыми.
Фактический материал для доклада был представлен сотрудниками Сети "Миграция и Право" Правозащитного центра "Мемориал", включающей 48 пунктов правовой помощи мигрантам в разных регионах России, и приемной Комитета "Гражданское содействие" (см. Приложение 1). Поскольку положение жителей Чечни на ее территории и в лагерях для беженцев в Ингушетии неоднократно освещалось в докладах правозащитных организаций, мы уделили основное внимание положению жителей Чечни, поселившихся в других регионах России. Юристы Сети дают около 20 тысяч консультаций в год, участвуют в судах, составляют для мигрантов правовые документы, оказывают им иную помощь и постоянно находятся в центре их проблем и забот. В приемную "Гражданского содействия" в Москве обращаются за правовой, социальной, медицинской, материальной и иной гуманитарной помощью не только тысячи мигрантов, но и лидеры переселенческих и правозащитных организаций из разных регионов, что дает возможность сотрудникам приемной видеть картину во всей ее полноте.
Предстающая перед нами картина выглядит весьма неутешительно, она вынуждает сделать вывод о том, что ВПЛ из Чечни не только не получают от власти никакой помощи, но и в большинстве регионов России находятся вне правового поля и подвергаются сознательной жесткой дискриминации со стороны власти и общества. Отдельные редкие положительные примеры помощи жителям Чечни частными лицами, НПО или энтузиастами из среды самих чеченцев, сумевших добиться успеха и договориться с властями, в целом никак не влияют на их положение в России, которое, используя медицинскую терминологию, можно было бы определить как состояние несовместимое с жизнью.
+I. Положение жителей Чечни, вынужденно перемещенных на территории ...
+III. Трудоустройство, медицинское обеспечение, образование, социал...
+IV. Дискриминация
+V. Положение ВПЛ из Чечни в Центрах временного размещения (ЦВР) и ла...+VI. О принуждении жителей к возвращению в Чечню.

+VII. Приложения